↑ Вернуться: ГЛАВНАЯ

Распечатать Страница

Культурное Наследие

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Автор-составитель: Л.И. Савельева

За время человеческой цивилизации возникало много поселений, которые становились городами. Но время, войны, стихийные бедствия превратили многие из них в руины. До наших дней сохранились некоторые из них. Как определить древнейшие города и поселения сегодня? Определить бывает очень сложно: не всегда известна дата основания поселения. Опираясь на данные летописцев или историков, дату можно определить только приблизительную. Историки обращают внимание на то, где упоминается тот или иной город, с какими историческими событиями связано его упоминание. Древние поселения в те давние времена могли носить другие названия.

В 1988 г. Россия ратифицировала принятую в 1972 г. Конвенцию ЮНЕСКО о сохранении Всемирного природного и культурного наследия, одним из видов которого являются исторические города и поселения. Постановление коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 19.02.1990 № 12 «Об утверждении нового списка исторических  населенных мест РСФСР» отмечено:

  • в Астраханской области – г. Астрахань (1558), с.Енотаевка;
  • в Калмыцкой АСС – г. Элиста (1930);
  • в Волгоградской области были отмечены исторические города – Волгоград (1589), Дубовка (1734), Камышин (1668), Серафимович (1670), Урюпинск (1673), Ленинск (1774), р.п. Рудня и исторические поселения: Ольховский р-н – ст. Романовская (1672) и с. Ягодное (1833); Клетский р-н – ст. Перекопская (1662); Новоаннинский р-н – ст. Филоновская (1685); Руднянский р-н. – с. Лопуховка (1760); Даниловский р-н – с. Орехово (1680); Камышинский р-н – с. Усть-Грязнуха (1764); Урюпинский р-н – ст. Тепикинская; Ленинский р-н – с. Царев (1805), с. Заплавное (1774).

Список по сей день остается неизменным. Города и поселения интересные как объекты культурного наследия и после соответствующей подготовки могут вписаться в ТРС (территориальные туристко- рекреационные системы), которые в настоящее время находятся в стадии формирования.

Немного из истории поселений Евразийского перекрёстка цивилизаций.

НиколаевскНиколаевск, основан в 1747 г. на левом берегу Волги, напротив города Дмитриевка (ныне Камышин), как хутор Дмитриев в связи с разработками эльтонских соляных промыслов. В 1794 г. преобразуется в слободу, которая по церкви св. Николая Угодника получает название Николаевская слобода.

В 1862 г. была прекращена казённая добыча соли на озере Эльтон, что резко ухудшило экономическое положение населения Николаевской слободы.

В 1866 г. частными предпринимателями было возобновлена добыча соли на озере Эльтон, которая продолжалась еще 17 лет.

В 1882 г. открылась Баскунчакская солевозная железная дорога.

В 1904 г. на озере Эльтон открыта грязелечебница, одна из лучших в России.

В 1936 г. были разрушены все 6 церквей, а также мечеть и немецкая кирха.

Рабочий посёлок Николаевский с 1936 г.

malyshevЮрий Васильевич Малышев – единственный космонавт из Волгоградской области, дважды Герой Советского Союза, 47-й космонавт СССР, 95-й космонавт мира – сын земли николаевской. В городе установлен бронзовый бюст героя, названа его именем площадь, а к 60-летию героя на домике его детства установлена мемориальная доска. Открыт краеведческий музей «Земля – Космос».

В 1942 году в Николаевске проживал Михаил Шолохов.

В 1952 г. начинает строиться Сталинградская ГЭС и посёлок попадает в зону затопления. Выбирается участок в 9 км. ниже по Волге для переселения жителей Николаевского. В 1958 г. русло реки Волга было перекрыто и в 1960 г. исторический посёлок Николаевский был окончательно затоплен.

29.06.1967 г. посёлок Николаевский был преобразован в город Николаевск.

Город Дубовка основан в 1734 г. как укрепление Дубовка. Название связывают с соседством с дубовой рощей. Дубовка считалась в XVIII веке центром волжского казачества; тут жил атаман, помещалась войсковая канцелярия. Дубовские казаки примкнули к Пугачеву, который по преданию останавливался в кирпичном белом доме с толстыми стенами и железными дверями. За “измену трону” многих дубовских казаков после разгрома Пугачева выслали из родных мест. В середине прошлого века Дубовка была соединена конно-железной дорогой со станицей Качалинской. В 3 км к северу от Дубовки, на правом берегу Волги, расположено Водянское городище – развалины золотоордынского города XIV века, отождествляемого с Бельджаменом. Локализация Бельджамена на месте Водянского городища оспаривается.

Дубовка Покровский храмГлавной достопримечательностью города является Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь. Помимо Дубовского Свято-Вознесенского женского монастыря внимание туристов привлекают церковь Михаила Архангела и церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Ахту́бинск – город в Астраханской области России, возник в 1959 в результате объединения села Владимировка (районный центр) с поселками Петропавловка и Ахтуба.

В “Истoрическoй записке” об Астраханский области, изданной в 1903, упоминается, что уже в 1793 существовала церковь во имя Владимировскoй иконы Божьей Матери, именно отсюда идет название слoбoда Владимировка.

Начало разработок Астраханских озер уходит в далекое прошлое. В древнейшие времена здесь ломали соль скифы, ее добывали хазары, половцы, с XIII века соль ломают татары. Промышленная история соляных озер Астраханского края начинается после покорения Астрахани Иваном Грозным. Сюда после 1656 г., устремились спасавшиеся крепостные. Левый берег Волги заселялся медленно, земли не отличались плодородием, но недра таили сказочное богатство — соль.

Первую попытку практического использования природных богатств Астраханского края предприняла Екатерина II. Эта попытка была сориентирована на разработку соли на озерах Эльтон и Баскунчак. В 1763 г. она издала указ, по которому всем переселенцам для возки и ломки соли предоставляются льготы и отводятся участки земли для сельского хозяйства.

В 1768 году образовалась слобода Владимировка Астраханской губернии после издания Указа о ее закреплении за соленым озером.

26 июля 1947 года в Совете Министров СССР было подписано постановление о передаче части земель Владимировского и Капустиноярского районов для специальных целей. С этого момента начинается история военного полигона.

Были заложены первые кирпичи в здание Лабораторно-испытательной базы, которая к нашим дням стала крупнейшим научно-испытательным учреждением МО России и бывшего СССР.

В апреле 1956 году Владимировской район был укрупнен за счет ликвидации Капустиноярского района и включения в состав района части земель Западно-Казахстанской области.

Создание военного полигона привело  к слиянию  района Владимировка, Петропавловка и Ахтуба с территорией военного городка и в результате слияния этих населенных пунктов 18 декабря 1959 года на карте страны появляется новый город – Ахтубинск, который в 1975 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был переведен в категорию городов областного подчинения.

ХрамАхтубинскВ настоящее время среди критериев, позволяющих назвать город историческим, многие исследователи выделяют возраст (не менее 140 лет) и сохранность исторического архитектурного ансамбля, включающего как значительные памятники зодчества, так и типичную массовую застройку.

Кроме того, к таким критериям относится связь города с судьбами родившихся или живших некоторое время на его территории известных людей, историческими событиями, произошедшими в нем когда-либо и значимыми в культурном пространстве места, региона и страны.

Из исторической справки по Старополтавскому району: В XVIII веке в Заволжье проложен соляной тракт. Извозом соли занимались чумаки. В 1783 г. Екатерина II разрешила им осваивать пустующие земли. Кроме того, она пригласила в Россию европейцев, гарантируя им налоговые и иные льготы. Вместе с датчанами, немцами, прибалтами в Заволжье стали переселяться выходцы из Пензенской, Харьковской, Полтавской губерний. В начале XIX века выходцы Полтавской губернии основали поселение у излучины реки Еруслан, однако вскоре песок стал засыпать село, подыскали новое место, образовались два поселения, под названием “Полтавка”, одна — Старая, другая — Новая. Старая Полтавка освещена в 1853 году. Дворянка Масленникова открыла в селе питейные заведения (шинки), построила дом (нынешнее здание милиции). Главным занятием поселенцев являлось земледелие, побочным – рыбная ловля, охота, огородничество.

Село Кано, как дочерняя немецкая колония образовано в 1860 г., река Соленая Куба.

Историческая справка: Возникло в 1803 году, сначала как перевалочный пункт для отдыха людей и смены лошадей на Покровско–Эльтонском и Николаевско–Эльтонском соляных трактах. Предположительно название произошло от фамилии испанского архитектора Алонсо Кано. Немецкие кирхи в селах Верхний Еруслан и Кано по архитектурному стилю очень похожи на здания в Мадриде и Валенсии, возможно, что литовские строители возводили кирхи по проектам Алонсо Кано. [На самом деле село названо в память о “вызывателе” бароне Кано де Борегарде — организаторе первых немецких колоний на Волге.

Село Лятошинка – единственное поселение в Старополтавском районе Волгоградской области, где компактно проживает одна нация. С момента своего основания в 1840 году и по настоящий момент преобладающую часть населения Лятошинки составляют татары.

Об истории казачьих городков, слободок и станиц, об изменениях которые происходили во времени, когда они переходили из округа в округ, объединялись, переименовывались. Наряду со станицами в округе были образованы волости, округа…. О  бесконечных  изменениях в административном делении можно прочитать на сайте http://www.bukanovskay.ru/publ/prochee/proshloe.

Из истории «столицы российской провинции»

1444054Урюпинск, название этого крохотного городка знакомо почти каждому жителю страны. В прессе его часто называют «столицей российской провинции».

Первое упоминание об Урюпинске можно найти в летописном «Списке русских городов дальних и ближних». Тогда он был пограничной крепостью Рязанского княжества. Что касается версий происхождения названия, но их насчитывается сразу несколько, причем и народных тоже.

В 1618 г. в среднем течении Хопра, на правом берегу реки, появился казачий сторожевой городок. Однако место, выбранное первыми поселенцами, оказалось неудачным – по весне заливалось водами. Поэтому в начале XVIII в. городок был перенесен на более высокий берег и стал развиваться здесь – у обрыва, или, как говорили, у руба. С 1704 г. он стал именоваться станицей Урюпинской.

1353Еще один вариант происхождения названия города приводит в книге «Девка-синеглазка» писатель земляк В. Долгачев. После взятия Казани в 1552 г. войсками Ивана Грозного татарский хан Урюп спасся бегством, но был настигнут на Хопре казачьим атаманом Ермаком. Между богатырями произошла схватка, татарин увяз в болоте и был пленен Ермаком. С той поры у местного казачества и возникла поговорка «Увяз как Урюп». А место того поединка стали называть Урюпинским.

Третью версию выдвинул волгоградский краевед И. Долгачев. Он полагал, что название произошло от прозвища «Урюпа», которое означало «замарашка».

Название города часто используется в фольклоре как синоним провинциального города, где живут простодушные жители. Порой, люди, использующие название в этом смысле, даже не подозревают о существовании реального Урюпинска.

2_42Урюпинск славится своими козами, у которых необыкновенно тонкий и теплый пух.

За последние годы местные власти взялись за популяризацию города и привлечение туристов. Большим спросом у гостей пользуются майки с забавными слоганами. Например, «Брошу все – уеду в Урюпинск», «я и семеро козлят», «Москва – Париж – Урюпинск» и прочими.

Краеведческий музей обитает в двухэтажном старинном особняке. Построен он был в конце 19 века купцом Смеловым. Экспозиция рассказывает историю города от момента его основания до наших дней.

209960779Музей козы открыли в 2003 году на базе краеведческого музея. Здесь можно подробнее узнать историю козоводства в Урюпинске, познакомиться с местным промыслом изделий из пуха. Проводятся даже мастер-классы для посетителей. Можно попробовать чесать пух, прясть, а потом связать шарфик на спицах или специальной механической машинке.

Памятник козе – «козе-кормилице» установили его на 382-ой День Рождение города. Двадцатитонная скульптура из гранита изображает козу и маленького козленка. Существует примета – если потереть нос козы, или сфотографироваться на фоне памятника, то загаданное 8465061csmжелание обязательно сбудется.Памятник героям рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Скульптура из бронзы представляет собой Андрея Соколова, героя рассказа и фильма, сидящего на лавочке, и мальчика Ваню с палкой в руке. Видимо, чтобы гонять железных кур, которых скульптор также решил изобразить.

Памятник трем бабушкам-рукодельницам, на нем изображены старушки, которые прядут шерсть (разумеется, козью). Художник воплотил прялку и маленького котенка, играющего с клубком.

Енотаевск. В 1742 году началось строительство Енотаевской крепости на высоком, обрывистом берегу протока Волги – Енотаевки, в трех верстах от основного русла Волги, отделяющейся от Центральной Волги большим островом, астраханским губернатором и видным политическим деятелем и крупным историком Василием Никитовичем Татищевы.

400-enotaevsk-obshiy-vidЦель его построения приохотить прикочевавших калмыков к оседлости и мирным торговым и промышленным занятиям, как опорного пункта по тракту Астрахань – Москва, как по Волге, так и по сухопутным дорогам от набегов кочевых народов.  Активное заселение этих полудиких мест Астраханского края проходило несколькими путями как  просто народной колонизацией, так и строительством городов – крепостей.

Енотаевск богат литературными деятелями – И.И.Хемницером, П.И. Якушкиным, Б.И. Жилиным. 17 января 1745 года в Енотаевске родился первый русский баснописец Иван Иванович Хемницер, вошедший в историю русской литературы, как предшественник И.А. Крылова. Он был сын врача, приехавшего из Саксонии в Россию при Петре 1.

За мужество и отвагу проявленные нашими енотаевцами на фронтах Великой Отечественной войны звания Героя Советского союза были удостоены 11 человек.

ЕнотаевскЕнотаевский кафедральный Троицкий собор, замечательный памятник русского зодчества и архитектуры конца XIX века, построенный в 1832 году.

Строили его неизвестные русские мастера, по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлемана. «Настоящее произведение искусства», «провинциальный шекдевр» – каких только эпитетов не удостаивался этот храм!

Надо отметить красоту Никольской церкви Рождества Богородицы. Это одна из жемчужин русской культуры. Она получила широкую известность и внимание со стороны россиян и зарубежных гостей. Никольская церковь Рождества Богородицы – это пятиглавое архитектурное сооружение огромных размеров, одно из лучших во всем Поволжье

В Енотаевской крепости побывали многие русские и иностранные путешественники. Наиболее интересное описание составили видные ученые – путешественники Самуил Готлеб Паллас и Петр Симон Гмелин, посетившие ее в 1769 году.

В 1785 году крепость получила статус уездного города. По площади уезд был большим, в него входили целиком современный Енотаевский район и большая часть Харабалинского .

В 1810 году крепость была упразднена, но город Енотаевск еще долгое время оставался местом сбора и начальным пунктом отправления казачьих войск для походов.

Вскоре Енотаевская крепость и возникшая вокруг слобода стали быстро заселяться,  образовав станицу Михайловскую.

цаган19298Цаган Аман (калм. Цаһан Амн – букв. белый рот; перен. белые ворота) – сельский населённый пункт (посёлок), административный центр Юстинского района Республики Калмыкия, единственный выход к Волге.

Дивное место Цаган Аман всегда было традиционным для переправы через Волгу, использовавшееся кочевниками древности и средневековья. Скифы, сарматы, печенеги, половцы, монголы, ойраты – все эти народы, населявшие Великую Степь в разные исторические периоды, проходили ее «Белыми воротами». Отсюда и пошло название маленького поселка Цаган Аман на востоке Калмыкии, расположенного в 290 км к северо-востоку от Элисты.

Цаган Аман – единственный форпост Калмыкии на Волге. В 90-х годах в рамках освоения рынка рыбы шла жестокая мафиозная война за выдавливание калмыков с этой территории, вплоть до убийств местных жителей. Однако калмыки не ушли, и узкий выступ калмыцкой территории, врезавшийся в Астраханскую область, остался под юрисдикцией Калмыкии.

цаганjpgПоговаривают, что окрестности поселка Цаган Аман, находящегося на правом берегу Волги, обладают уникальными энергетическими свойствами.  Это наилучшее место в Калмыкии для проведения духовных практик  и посвящений. На одном из песчаных островов ведущие специалисты проводят практики по активизации энергетических возможностей человека, духовному и физическому очищению.

Впервые Цаган-Аман был упомянут в документе «О земле Цаган-Аман именуемой» в 1818 году. Из этого документа следует, что урочище Цаган-Аман начинает свою историю с 1798 года, когда Орчи лама начал воздвигать здесь хурульные постройки (на левом берегу Волги, примерно в районе современного посёлка Цаган Булг).

цаган03Основание посёлка связано со историей Багацохуровского хурула «Ламрим-лин». Багацохуровский хурул образовался по благословению Его Святейшества Далай-ламы ещё на территории Джунгарии, откуда перекочевал вместе с ойратами в Поволжье, название ему дал Далай-лама в начале XVII века. Легенда гласит, что имевшиеся грамоты на открытие хурула с подписью и печатью Далай-ламы были увезены в 1771 году откочевавшими в Джунгарию, но кочевой монастырь и его хувараки остались на Волге. Вскоре багши хурула Орчи лама приобрел землю для своего хурула, в котором осталось от 250 до 300 монахов, а затем построил первый деревянный храм в урочище Цаган Аман.

Хурульный комплекс просуществовал до 1935 года, когда он был разрушен в ходе антирелигиозной кампании.

Впервые посёлок как ставка Багацохуровского улуса отмечен на карте 1862 года. В 1925 году образован Цаганаманский сельский Совет, переименованный в 1935 году в Отхоновский. В 1929-1930 годах в посёлке был образован колхоз «Трудовой Калмык».

28 декабря 1943 года калмыки, проживавшие в селе, были незаконно депортированы, посёлок передан Астраханской области. 5 ноября 1952 года Цаган Аман был переименован в посёлок Бурунный. После возвращения калмыков из Сибири 22 марта 1957 году центр Юстинского района из поселка Юста был перенесен в посёлок Бурунный, а 22 марта 1961 года посёлку Бурунный было возвращено историческое название «Цаган-Аман».

Постоянная ссылка на это сообщение: https://xn----btbkvfuhjax.xn--p1ai/glavnaja/kulturnoe-nasledie/

Добавить комментарий

Перейти к верхней панели